ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ
Том X , С. 315-316
опубликовано: 24 октября 2010г.

ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ

[греч. ἡ θάλασσα τῆς Γαλιλαίας; совр. Тивериадское оз.], одно из названий крупного пресноводного озера на севере Израиля, встречающееся в НЗ (Мф 4. 18; 15. 29; Мк 1. 16; 7. 31; Ин 6. 1).

Наименование. В ВЗ Г. м. называется «морем Киннереф» (евр.    от   - арфа) (Числ 34. 11), «Хиннерефским» (Нав 12. 3; 13. 27) или «морем равнины» (Втор 3. 17). Такое же название (евр.  ,  или  ) носил один из прибрежных городов (Нав 11. 2; 19. 35) и прибрежная равнина (3 Цар 15. 20). С эпохи Судей Г. м. являлось сев. границей израильских поселений.

Греч. названия Геннисарет или Генесар являются производными от евр. Киннереф. В эллинистическую эпоху на греч. манер стали называть как озеро (ср. «воды Геннисаретские» в 1 Макк 11. 67), так и прилегающую к нему равнину и город (см. греч. текст Мф 14. 34; Мк 6. 53). В рим. эпоху распространилось наименование по др. городу - Тиверии (Тивериаде) (ср. совр. араб. название Г. м.- Бахр-Табария).

У Иосифа Флавия Г. м. обычно называется «Геннисаретским озером» (Ios. Flav. De bell. II 20. 6; III 10. 1, 7, 8; Antiq. V 1. 22; XIII 5. 7; XVIII 2. 1, 3), реже - Тивериадским оз. (Ios. Flav. De bell. III 3. 5; IV 8. 2) или просто «озером» (Ios. Flav. Vita. 96, 153, 165, 304, 327).

Рим. географ Плиний Старший отмечал, что обычным для его времени было наименование «Генесарское озеро», однако нек-рые, по его словам, называли озеро «Тарихейским», по имени города на юж. берегу (Plin. Sen. Natur. hist. 5. 15. 71). Вероятно, в последнем случае Плиний спутал Тарихею и Тиверию. Страбон также упоминает Геннисаретское оз., однако его описание больше подходит др. озеру - Мером (Семехонитида) (Strabo. Geogr. 16. 2. 16). Павсаний, видевший Г. м. своими глазами, называет его «Тивериадским озером» (Pausan. Descript. 5. 7. 4-5).

Из евангелистов только Лука называет озеро Геннисаретским (Лк 5. 1; просто озером - см.: Лк 5. 2; 8. 22, 23, 33), тогда как Матфей и Марк всегда говорят о нем как о Г. м. или просто о море (Матфей - 11 раз; Марк - 7 раз). Евангелист Иоанн называет море Галилейским, Тивериадским и также просто морем (Ин 6. 1; 21. 1, 7).

Хотя евр.   и греч. θάλασσα могут означать как море, так и крупное озеро (что отмечал еще блж. Иероним - Hieron. Quest. hebr. in Gen. 1. 10 // PL. 23. Col. 939), основную причину наименования Г. м. то озером, то морем совр. исследователи видят в особенностях местного словоупотребления: постоянно проживавшим у озера крестьянам оно представлялось морем, поскольку было единственным крупным водоемом, к-рый они видели (этот феномен широко известен и характерен для разных культур), тогда как античные авторы и евангелист Лука писали о нем с т. зр. средиземноморских жителей, для к-рых Г. м. действительно было всего лишь озером (Theissen. 1985).

Иисус Христос с учениками на Галилейском м. Миниатюра из Евангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 150)Иисус Христос с учениками на Галилейском м. Миниатюра из Евангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 150)География. В наст. время длина озера равняется 21-23 км, наибольшая ширина в сев. части составляет 11-13 км, площадь - 166-170 кв. км, наибольшая глубина - 46-48 м. Оно находится на 207-212 м ниже уровня Средиземного м. В античную эпоху размеры и береговая линия Г. м. несколько отличались (Ios. Flav. De bell. III 10. 7-8). С севера на юг через Г. м. течет р. Иордан. Чаша озера представляет собой часть тектонической впадины рифта Иорданской долины. По его краям на поверхность выступают вулканические породы (базальт). Имеются также горячие источники вулканического происхождения. Для данного региона характерны небольшие колебания дневной и ночной температур. Однако из-за перепадов атмосферного давления часто случаются внезапные бури и штормы (ср.: Мк 4. 37). Вокруг Г. м. простирается в основном равнинная местность, но на его вост. стороне имеются крутые склоны, что также отмечено в Евангелии (Мк 5. 13).

Вокруг озера в эпоху античности располагалось множество мелких поселений и неск. крупных городов (Тиверия, Капернаум, Вифсаида, Хоразин, Магдала и др.), из к-рых сохранилась только Тиверия, славившаяся в древности целебными источниками.

Основным занятием местных жителей всегда было рыболовство (в Г. м. водится 23 вида рыб, в т. ч. сардины, усачи, тилапии - т. н. рыба св. Петра). Через Г. м. шла активная торговля. Однако после араб. завоевания рыбный промысел и вся инфраструктура пришли в упадок.

В наст. время Г. м., служившее до 1967 г. границей между Израилем и Сирией, а теперь являющееся внутренним озером Израиля, дает ему 1/3 часть всей пресной воды.

Значение. Г. м. было тесно связано с событиями земного служения Господа Иисуса Христа. Прибрежный Капернаум был для Христа «Своим городом» (Мф 9. 1). Именно на Г. м. апостолы ловили рыбу до своего избрания. У Г. м. Господь совершил множество исцелений (напр., Мк 3. 7-12). В это озеро бросились свиньи, в к-рых вошли изгнанные Христом нечистые духи (Мк 5. 11-13). На нем Господь явил Свою Божественную силу, усмирив шторм словом (Мк 4. 35-41) и пройдя по воде, как по суше (Мк 6. 45-52; Мф 14. 22-33; Ин 6. 16-21). На Г. м. произошло Его явление ученикам после Воскресения (Ин 21. 1-14). Начиная с IV в. Г. м. являлось местом постоянных паломничеств (Hieron. Ep. 108. 13; Theodos. De situ Terrae Sanctae. 2).

Археологические находки. Зимой 1986 г. после неск. лет засухи в прибрежной тине на cев.-зап. берегу Г. м. (недалеко от Магдалы) была найдена хорошо сохранившаяся деревянная лодка, к-рую датируют I в. до Р. Х.- нач. II в. (Riesner. 1986). Длина лодки - 8,2 м, ширина - 2,3 м, глубина - 1,2 м. Она могла вместить 15 чел. На корме сохранились следы особой платформы, на к-рой можно было перевозить товары и людей (ср.: Мк 4. 38). В наст. время лодка хранится в музее Игаля Алона в кибуце Гиносар.

Вокруг Г. м. на протяжении XX в. постоянно велись раскопки. Однако точное местоположение ряда древних городов и поселений до конца так и не было установлено (см. соответствующие статьи о городах). В 70-90-х гг. XX в. найдены следы 16 древних гаваней.

Лит.: Theissen G. «Meer» und «See» in den Evangelien: Ein Beitr. z. Lokalkoloritforschung // StNTU: Ser. A. 1985. Bd. 10. S. 5-25; Riesner R. Das Boot vom See Gennesaret: Entdeckung und Bergung // Bibel und Kirche. 1986. Bd. 41. S. 135-138; Freyne S. Galilee, Jesus, and the Gospels: Lit. Approaches and Hist. Investigations. Dublin, 1988; The Galilee in Late Antiquity: Intern. Conf. on Galilean Stud. in Late Antiquity (1st, 1989) / Ed. L. I. Levine. N. Y.; Camb. (Mass.), 1992.
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви
  • ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока
  • ВИФСАИДА город, упомянутый в НЗ, родина апостолов Филиппа, Андрея Первозванного и Петра
  • ГЕЗЕР г. в Ханаане, упоминаемый в ВЗ на вост. границе владений филистимлян в связи с войнами
  • АШДОД один из 5 глав. филистимских городов
  • ВЕФСАМИС название неск. городов в Свящ. Писании
  • ВИРСАВИЯ город в пустыне Юж. Иудеи
  • ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства
  • ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
  • ГАЗА город в юго-зап. Палестине
  • ГАЙ название города в центральной части Палестины
  • ГЕВА город в уделе колена Вениаминова
  • ГЕФ один из 5 главных городов филистимлян, упоминаемых в ВЗ
  • АЗЕК город в Северной Иудее
  • АЙН-КАРЕМ сел. юго-западнее Иерусалима,почитаемое как одно из возможных мест рождения Иоанна Предтечи
  • АККАД в Библии - обширная семитоязычная древневост. империя XXIV - XXII вв. до Р.Х.